К 2014 году поток пассажиров на направлениях, обеспечивающих связь городских вокзалов с аэропортами, существенно возрос. По этой причине ООО «Аэроэкспресс» и компания Stadler Bussnang AG заключили контракт на изготовление 25-и двухэтажных электропоездов. Первый состав, имеющий шесть вагонов, прибыл в Москву в ноябре 2014 года. Через непродолжительное время сюда же поступил второй состав, имеющий четыре вагона. Оба поезда были изготовлены в Альтенрейне , приемо-наладочные испытания они проходили в Минске.
Однако из-за падения курса рубля дальнейшие поставки были отсрочены. По этой причине составы, которые были изготовлены в Белоруссии, не поступили в Россию. Не поступил и шестивагонный поезд, построенный в Швйцарии.
Новыми электропоездами заинтересовались в Азербайджане. Оба поезда, построенными в Белоруссии, были закуплены Азербайджаном.
Электропоезд ЭШ2 является скоростным. Он способен передвигаться со скоростью до 160 километров в час. Шетисвагонное исполнение представляет собой два головных вагона, два моторных и два прицепных. Четырехвагонный вариант – это два головных и два моторных вагона.
Кузовные детали выполнены из алюминия. Наличие автосцепок у головных вагонов дает возможность сцеплять в один состав несколько поездов. При этом пневматические магистрали и электрические цепи соединяются.
При создании электропоездов использовались составы, эксплуатируемые в европейских странах. Но вагоны для России имеют несколько увеличенные размеры, поскольку российская железнодорожная колея шире. Вагоны, работающие на российских дорогах, шире европейских на 600 и выше на 740 миллиметров.
Особенности вагонов
Вагон поезда имеет верхний и нижний уровни. Эта двухуровневая часть расположена между тележками. Тамбуры находятся с торцовых сторон. Здесь же оборудованы лестницы для подъема на второй этаж. В тамбурах имеются раздвижные двери. Они одностворчатые и рассчитаны на высокие платформы.
В одном из головных вагонов устроено 84 места для сидения. Один вагон представлен бизнес-классом. Два – стандартные по 112 мест. В моторных вагонах по 94 кресла, в прицепных (промежуточных) – по 154.
Схема расположений кресел в первом класс (бизнес) – 2+2. В вагоне второго класса – 2+3. Стандартный класс, частично, расположен в тамбурной зоне, между переходами из вагона в вагон и дверями для посадки-высадки.
Поскольку тамбуров настоящих нет, и входные двери позволяют сразу входить в вагон, оба салона, нижний и верхний, слабо защищены от влаги. Особо это заметно при сильном дожде с ветром. Хотя установки, автоматически обогревающие воздух, работают эффективно, при температуре окружающего воздуха ниже минус пятнадцати градусов, прохлада активно попадает внутрь вагона. Присутствует и довольно сильный шум, который создают установки для обогрева. Слишком сильные звуки издают и двери.
Начиная с 2016 года планировалось начать эксплуатацию электропоездов ЭШ2 на Московской железной дороге. Они должны были стать экспрессами, доставляющими пассажиров от Белорусского, Киевского, Павелецкого вокзалов в Шереметьевский, Внуковский и Домодедовский аэропорты. Из-за сложной экономической обстановки сроки начала регулярного движения несколько раз переносили. Наконец, в середине 2017 года возможность использовать поезда появилась.
Регулярное движение ЭШ2 в качестве «Аэроэкспрессов» началось в октябрьские дни 2017 года. Это произошло на маршруте «Москва-Пассажирская-Киевская – Внуково». В ноябре того же года нал работу второй экспресс на маршруте «Павелецкий вокзал – Домодедово».
В последние дни 2017 года встрой вступили все закупленные составы. Их к тому времени было уже одиннадцать. Недостающие поезда были закуплены после 2015 года. Они должны заменить поезда ЭД4М. Заняты составы на Павелецком направлении, Киевском, Савелском.
Эксплуатируются ЭШ2 и в Азербайджане. Они используются там как пригородные.
Несколько позже Азербайджана составы были закуплены Грузией. В этой стране поезда используются как межрегиональные экспрессы.