ЧМЭ2, маневренный тепловоз имел недостаточный сцепной вес и слабую мощность для обеспечения работы с грузовыми составами. Это стало причиной разработки и строительства на заводе в Чехословакии «ЧКД-Прага» более мощной машины. В качестве оптимального варианта выбрали шестиосный маневренный тепловоз, имеющий электрическую передачу. Первые три машины, получившие обозначение ЧМЭ3, построили в 1963 году.
Новый тепловоз имел двигатель увеличенной мощности. С 750 лошадиных сил она возросла до 1350. Эксплуатация первых трех машин дала положительные результаты. Началось серийное производство локомотивов.
В ходе серийного изготовления тепловозов их конструкция постоянно совершенствовалась. Например, изменили систему управления, что дало возможность обеспечивать ее одному машинисту. Затем была изменена высота кабины. Она стала соответствовать уровню капота.
Тысячный экземпляр тепловоза был изготовлен в 1971 году. Двухтысячный ЧМЭ3 завод выпустил осенью 1975 года. Прошло всего четыре года, и в июле 1979-го из заводского цеха вышел трехтысячный тепловоз. Далее производство продолжалось такими же темпами. Четырехтысячный сделали осенью 1982 года, пятитысячный – в ноябре 1985-го.
Маневренные тепловозы ЧМЭ3 изготавливались вплоть по 1987 год. Далее последовали модификации: ЧМЭ3М, ЧМЭ3Т, ЧМЭ3Э. За все время завод в Чехословакии построил для СССР 7454 таких тепловоза. Последний экземпляр пришел на территорию СССР 31 декабря 1991 года.
Но произошел развал Советского Союза. На завод в Чехословакии не поступили деньги на последние тепловозы. Не было и заказа на новые. Правда, в 1992 году пять машин было заказано Украиной. Однако купила она только два из заказанных.
Модификации тепловоза
Тепловоз, изготавливаемый в Чехословакии, отвечая всем предъявляемым требованиям, все-таки не отличался экономичностью. С целью ее повышения конструкторами завода «Локомотика-Соколово» были сделаны некоторые изменения в проекте. В 1977 году на его основе было создано две машины, обозначенные ЧМЭ3М. У этого варианта была увеличена мощность двигателя. Теперь она составляла 1500 лошадиных сил. Изменения коснулись и ряда других параметров. Повысили тепловозу и максимальную скорость – с 85 до 100 километров в час.
Вариант СМЭ3Э начали изготавливаться в 1987 году. Его отличительная особенность – установленное оборудование обеспечивало получение максимальной мощности при низкой частоте оборотов коленвала.
Модификация ЧМЭ3Т создана в 1984 году тем же заводом. Было построено только два экземпляра. Их особенность – реостатное торможение и электронное оборудования для получения нужной мощности двигателя при малых оборотах.
Заключение
Специалистами ОАО «Пензадизельмаш» и работниками Уральского отделения ВНИИЖТ и ВНИТИ в 1995 – 96 годах разработана документация, необходимая для модернизации тепловоза. На него был поставлен новый дизельный двигатель
Модернизацией занимались работники Коломенского завода, а также выполнялась она на Ярославском Электровозоремонтном заводе. Занималась этим и чешская фирма CZ LOKO a.s. Она провела такую работу в наибольшем объеме. У модернизированной машины от прежнего состояния остались лишь тележки и рама.