Тепловоз 2ТЭ10М

В 70-е годы в СССР объемы грузовых перевозок на железных дорогах быстро увеличивались. Это требовало обеспечения движения с большей скоростью. Но локомотивов, способных обеспечить нужную для этого мощность, не изготавливалось. Предельной мощностью двигателей тепловозов был уровень 4000 лошадиных сил. В качестве выхода из положения было решено использовать тепловозы с несколькими секциями. Среди таких локомотивов оказался 2ТЭ10М. Он представлял собой сцепку из двух машин, имевших собственный двигатель и кабину для управления. Изготовление этих тепловозов началось в 1979 году в Ворошиловграде.

Тепловоз 2ТЭ10М

Уже первые экземпляры показали надежность нового локомотива, который отвечал требованиям, существовавшим в те годы. Однако постепенно его характеристики стали отставать от новых требований. По этой причине в 1990 году выпуск этого тепловоза прекратился. На смену ему пришел более совершенный вариант.

Тепловоз 2ТЭ10М выпускался в различных вариантах. Число секций составляло две или четыре. Делались и варианты, состоявшие из трех сцепок. Все зависело от общего веса состава, который должен был вести тепловоз.

Одним из главных достоинств тепловоза, отличавшим его от предыдущих моделей, была возможность осуществлять управление всеми секциями из одной кабины. При этом роли не играло, шла речь о сцепке из двух секций или из четырех. Разумеется, такая возможность потребовала изменений в управлении. Пульт, за которым находился машинист, стал более сложным.

Связь между секциями осуществлялась с помощью переговорного устройства. Надежность управления обеспечивалась такими новшествами, как дополнительные шунтирующие элементы, исключающие сильные перепады напряжения. Тормозные колодки при растормаживании отводились от колес с помощью электрических приводов.

Тепловоз 2ТЭ10М

Модернизация тепловоза

Компоновка тепловоза, все его узлы и отдельные детали отличались надежностью. Но при вождении большегрузных составов имевшейся мощности двигателей порой было недостаточно. По этой причине скорость поезда на сложных участках снижалась. В начале 200-х годов предпринимались попытки модернизировать тепловоз. Так, на одну из секций был установлен двигатель американской корпорации «Дженерал Электрик». Одновременно была сделана попытка применить компьютерное управление.

Смотрите здесь  Маневренный тепловоз ЧМЭ3

Как выяснилось, такая модернизация отрицательно сказывается на экономичности. Расход горючего существенно увеличился. К тому же повысились затраты на обслуживание двигателя. Причина – для американского дизеля требовались довольно дорогие смазочные материалы. Компьютерное управление также оставляло желать лучшего. Оно оказалось ненадежным. Неэффективно работали и блоки управления.

Модернизировать тепловоз пытались и в Казахстане. Там также на машину устанавливался новый двигатель. Для обеспечения нужных параметров его работы применялась электроника. Но и в данном случае все отрицательно сказывалось на экономичности. В Казахстане модернизирован был только один экземпляр тепловоза.

Разумеется, оба этих тепловоза не остались стоять без дела. Машину, модернизированную в России, передали Якутской железной дороге. Там модернизированный тепловоз использовался в течение нескольких лет.

You May Also Like

About the Author: railwayman

Специалист по железнодорожным и мультимодальным перевозкам в крупной логистической компании. Вокзалы это моё хобби. Возможно в будущем стану начальником железнодорожного вокзала 😀

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *