В основе конструкции электропоезда ЭП3Д его предшественник Эд9Э. Основное отличие – обновленная кабина машинистов с крэш-системой, которая аналогична кабине ЭП2Д. Кроме того, у этой машины установлено более современное оборудование, обеспечивающее 20-процентную экономию. За мелким исключением все комплектующие изготавливаются в России.
Сцепление вагонов поезда осуществляется с помощью беззапорного сцепного устройства. Переходы между вагонами герметичны, сделаны в форме гармошки. Вагоны оборудованы климатическими системами, не имеющими воздуховодов снаружи.
В соответствии с требованиями в конструкции кабины отсутствуют поручни. Нет выступающих подножек. Это обеспечивает предотвращение подъема человека на электровоз, в том числе на его крышу.
Двери вагонов сдвижного типа. При закрытии они прижимаются друг к другу, поскольку они двойные. Выходы из тамбуров являются комбинированными. Это дает возможность с равными возможностями осуществлять посадку-высадку пассажиров, как с высокими платформами, так и с низкими. Над всеми дверями установлены красные лампы, загораясь, они предупреждают о том, что двери закрываются.
Салоны вагонов и условия для пассажиров
Пассажирские салоны могут иметь различную компоновку. Исполнение бывает пригородным, городским, возможен экспрессный межрегиональный вариант. Все зависит от заказчика.
В вагонах установлены кресла нового образца. Устроены вместительные багажные полки. В качестве светильников использованы светодиоды. Из них сформированы две линии. Информация для пассажиров представляется на двухстрочных табло. Во время поездки в вагонах поддерживается комфортная температура.
Хорошо оборудовано освещение тамбуров. Для удобства пассажиров имеются в них вертикальные поручни. В тамбурах головных вагонов устроены специальные аппарели с подъемными механизмами, предусмотренные для инвалидов. Для таких пассажиров имеется санитарных блок, а также места, оборудованные ремнями, с помощью которых фиксируются инвалидные коляски.
Предусматривается компоновка вагонов с различным уровнем комфорта, который делится на три класса. При этом в составе есть прицепной вагон второго класса, в котором может находиться бар.
Кресла в вагонах установлены в две линии вдоль стен. Вариант экспресс оборудуется мягкими односторонними креслами в каждом ряду. Пригородный вариант – двусторонние лавки, имеющие прямые спинки. Они имеют три места с каждой стороны. В головных вагонах, сразу за туалетом иногда устанавливаются откидные кресла с поперечным расположением к стене.
При компоновке вагонов первого класса кресла устанавливаются по схеме 2+2. В вагонах второго класса установлены односторонние сиденья, имеющие вертикальные спинки. Сиденья повернуты к центру вагона. Схема установки – 2+3. В вагонах третьего класса установлены двухсторонние шестиместные сиденья. Посадка пассажиров – друг напротив друга.
Отличаются особенностью окна вагонов. У них отсутствует резиновое уплотнение. Имеется «псевдонаклейка». За счет этого существенно ускоряется замена окна. Если при обычном варианте на это уходят почти сутки, то в данном случае – около двух часов.
Заключение
Сертификат на электропоезд получен в декабре 2016 года. Через несколько дней первые четыре шестивагонных состава были переданы в депо «Караганда-Сортировочная». А еще через несколько дней были открыты два новых маршрута поездов, имеющих повышенный комфорт.
Первые составы обеспечили пассажирские перевозки на маршрутах «Астана – Караганда» и «Астана – Кокшетау». В обоих случаях составы имели по два вагона первого класса, по два второго и по два третьего класса.
Эксплуатация новых электропоездов показала, что они становятся все популярнее. Это объясняется и удобствами, существующими в вагонах, и плавностью хода, и высокой скоростью движения на маршруте.