Тепловоз ТЭМ2

В конце 50-х годов разработкой и производством тепловозов занимался Брянский машиностроительный завод. К этому времени потребовались маневренные локомотивы, способные более эффективно работать с тяжеловесными составами. В 1959 году для таких целей был разработан тепловоз ТЭМ1, на который установили двигатель повышенной мощности. Через два года был создан более совершенный вариант, обозначенный как ТЭМ2.

Новая машина сразу же зарекомендовала себя как надежная. Имея значительные запасы горючего, смазочного масла, песка и воды, она способна работать на маневрах в течение десяти суток без дозаправки. Возможен вариант компоновки двух тепловозов в один. То есть, они могут становиться секциями. При этом машинист управляет такой сцепкой с одного поста.

От своего предшественника тепловоз ТЭМ2 не особо отличался конструкцией. У него незначительно была изменена кабина. Кроме нового дизеля был установлен и другой генератор.

Первые машины выпускались с некоторыми изменениями, каждой из которых предусматривало усовершенствование тепловоза. С 1969 по 1979 годы кроме Брянского завода изготовлением этих локомотивов занимался Ворошиловградский тепловозостроительный завод. В общей сложности, с 1960 и по 1975 год было произведено 2160 тепловозов ТЭМ2. Однако в том году их изготовление не закончилось. В Брянске эти тепловозы прекратили выпускать только в 2000 году.

В настоящее время ТЭМ2 является, как и ЧМЭ3 чехословацкого производства, самым распространенным  маневровым тепловозом в России и странах СНГ. Кроме республик СССР его поставляли в Монголию, в Польшу, на Кубу.

Тепловоз ТЭМ2

Особенности тепловоза

ТЭМ2, как и ТЭМ1, предназначен для маневровой работы, но может использоваться и на магистралях. В числе отличительных особенностей  – повышенная мощность двигателя. Если у ТЭМ1 она составляет 1000 лошадиных сил, то у ТЭМ2 – 1200. Кроме того, у этого тепловоза более простая электрическая схема, более совершенная конструкция воздушного фильтра силовой установки и еще некоторые изменения, позволяющие улучшить работу двигателя.

Смотрите здесь  Черный гранит: электровоз 2ЭС7

Тепловоз имеет кузов капотного типа, состоящий из пяти частей. При этом кузова, закрывающие двигатель и аппаратную камеру, легко снимаются. Это дает возможность без затруднений демонтировать оборудование.

Кабина машиниста и капот двигателя имеют хорошую теплоизоляцию. Это дает возможность эксплуатировать машину при температуре до минус 50-и градусов. В летнее время нормальную работу силовой установки и условия в кабине обеспечит эффективная вентиляция.

Пульт управления в кабине машиниста довольно удобен. Кресло имеет регулировки, позволяющие как поднимать его, так и опускать. Удобное расположение контролера и штурвала также играют свою роль. Все контрольно-измерительные приборы, рычаги и кнопки управления расположены так, что контроль и работа бригады не осложняется.

Место помощника машиниста находится слева, в задней части кабины. Здесь находятся привод ручного тормоза и инструментальный ящик.

В зимнее время отопление кабины осуществляется батареей обогрева и калориферами. Кабина имеет три двери. При этом две – для входа в нее, одна ведет в аппаратную камеру. Имеющиеся окна дают возможность для хорошего обзора, как впереди и по сторонам, так и сзади.

В кабине установлена радиостанция. Она обеспечивает надежную связь и отличается простотой и надежностью управления.

Тепловоз ТЭМ2

Модификации

Удачная конструкция тепловоза ТЭ2 позволила, без существенных изменений конструкции, выпускать различные его модификации. Так, ТЭМ2А имел экипажную часть, приспособленную как для колеи 1520, так и 1435 миллиметров, не меняя при этом тележки. На модификации ТЭМ2М был установлен другой дизель. Такие тепловозы поставляли лишь промышленным предприятиям.

Особо выделяется модификация ТЭМ2У. Она способна работать в регионах с тропическим климатом.

Вариант ТЭМ2У был создан Брянским заводом в 1978 году. От начального образца он отличался измененной формой капота и кабины. Кроме того, на нем был устроен новый пульт управления, улучшена теплоизоляция.

Смотрите здесь  Высокоскоростной поезд «Аллегро»

Некоторые изменения были внесены и в варианты ТЭМ2УС, ТЭМ2Т, ТЭМ2УМ. Основная часть изготовленных тепловозов использовалась на маневровых работах.

You May Also Like

About the Author: railwayman

Специалист по железнодорожным и мультимодальным перевозкам в крупной логистической компании. Вокзалы это моё хобби. Возможно в будущем стану начальником железнодорожного вокзала 😀

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *