Первый опытный электропоезд ЭР200 был изготовлен Рижским вагоностроительным заводом в 1973 году. До этого, еще в 1967 году в СССР был утвержден план по созданию четырнадцати вагонного электропоезда, имеющего конструктивную скорость 200 – 250 километров в час. В разработке и создании нового состава участвовали более пятидесяти НИИ, заводов и проектных организаций.
Испытания на дороге (скоростной полигон) «Белореченск – Майкоп» поезд проходил в 1074 году. При этом им была достигнута скорость 200 километров в час. Скорость 210 километров в час впервые была достигнута в 1975 году (перегон «Ханская – Белореченск»). Затем последовали испытания на Октябрьской железной дороге. В первый рейс с пассажирами поезд отправился в ноябре 1979 года. При этом скорость состава достигала 160 километров в час.
Однако сеть скоростных и высокоскоростных линий, запланированная еще в конце 1960 годов, не была создана. Это не позволило использовать все возможности электропоезда. В постоянный график он был внесен 1 марта 1984 года. Свою работу на перевозке пассажиров состав закончил в 2009 году.
Особенности созданных составов
Изготовленный в 1973 году первый состав представлял собой два головных и двенадцать промежуточных вагонов. При этом в головных вагонах не было тяговых двигателей. Они были оборудованы преобразователями, компрессорами, аккумуляторными батареями. Тяговые двигатели были установлены в моторных вагонах.
В вагонах для пассажиров были созданы удобства, превышающего тот, который существовал у предыдущих электропоездов. Схема установки кресел 2+2. Сами кресла мягкие и способны поворачиваться на 180 градусов. В головных вагонах было установлено по 24 кресла, в моторных – по 64. Во всех вагонах имелись кондиционеры.
Из-за интенсивной эксплуатации в конце 1980-х годов часть вагонов потребовала ремонта. Поскольку головные вагоны нельзя было отцеплять, в отличие от промежуточных и моторных, на заводе изготовили два дополнительных головных вагона. Это позволяло проводить ремонт, в то время, как поезд продолжал работать на линии. Поскольку ситуация все равно оставалась сложной, было принято решение построить второй состав.
Второй поезд ЭР200 был создан в 1991 году. Он состоял из шести вагонов. Позже, в 1992 – 1994 годах были построены остальные вагоны. За год их выпускалось по два.
Заключение
Регулярное использование ЭР200 на пассажирских перевозках началось в 1984 году. В 2006 году состав использовался на линии Москва – Санкт-Петербург. Рейсы выполнялись по пятницам. В том же году состав преодолел расстояние между этими городами за 3 часа, 55 минут.
В 2008 году РЖД сообщили, что надобность в поезде ЭР200 вскоре исчезнет, так как на маршруте Москва – Санкт-Петербург вскоре начнет выполнять рейсы скоростной поезд «Сапсан».
Двадцатого февраля 2009 года поезд ЭР200 выполнил последний рейс Санкт-Петербург – Москва, а 28 февраля он пошел с пассажирами от Московского вокзала в Санкт-Петербурге к станции Любань. Здесь ЭР200 встретился со сменяющим его поездом «Сапсан». За годы эксплуатации ЭР-200 перевезли 1,3 миллиона пассажиров, выполнив без малого три тысячи рейсов.
В марте поезд (десять вагонов второго состава) отправили на капитальный ремонт. После ремонта ЭР200 планировалось использовать в качестве пригородного. Речь шла о маршруте Санкт-Петербург – Выборг.
В 2011 году головной вагон и два промежуточных были переданы в железнодорожный музей Самары.
В августе 2012 года второй состав ЭР200 обкатывали с помощью тепловоза на линии станция Славянка – станция Любань. Затем состав был разделен надвое, по пять вагонов. Эти вагоны отправили в музеи Новосибирска и Екатеринубрга.