Состав создавали взамен ЭД4М 500, работавшего на перевозке пассажиров ранее. При этом все делалось с соблюдением новых требований, обеспечивающих безопасность, принятых в Таможенном союзе. Первые экземпляры были рассчитаны на работу с электрообеспечением постоянного тока. Через незначительный промежуток времени в серию пошли составы ЭП3Д, которым требуется переменный ток.
Новый поезд начали разрабатывать в 2015 году на Демиховском заводе. Первым (в качестве опытного образца) был изготовлен состав из четырех вагонов. Вначале следующего года последовал выпуск второго образца. В мае состоялась презентация нового состава. А в июле того же года, после сертификации, поезда начали производить серийно.
Число вагонов в составе поезда бывает различным, от двух до двенадцати. За счет этого его можно эксплуатировать при любом потоке пассажиров. Кроме того, в зависимости от требований заказчика, он способен обслуживать пассажиров при наличии на вокзалах и высоких, и низких платформ. Возможна и компоновка вагонов с индивидуальным дизайном и различными классами.
Варианты компоновки вагонов и условия для пассажиров
Составы могут работать в любых климатических зонах, присутствующих на территории России. В вагонах температура воздуха остается комфортной и пятидесятиградусные морозы, и в любую жару, то есть, также до пятидесяти градусов, только со знаком плюс.
В числе удобств, предусмотренных для пассажиров, довольно удобные диваны. Багаж легко размещается на полках. При входе в головной вагон пассажиры оказываются на площадке. Благодаря ее наличию конструкторы смогли создать комфортный туалет, имеющий большую площадь. Что касается получившейся за счет этого площадки, то она позволяет (как это порой случается) опаздывающим пассажирам забегать в вагон, немешая друг другу.
Компоновка кресел в вагонах может быть различной. Это зависит только от пожеланий заказчика. Их устанавливают по схеме 3+2 или 2+2. Ставятся кресла и по схеме 3+3. Свободные площади в вагонах не предусматриваются. Багаж в проходе размещать нельзя.
В выгонах электричек, выпускавшихся ранее, пассажирам, сидящим у окон, немного мешал отопительный короб, по которому теплый воздух поступал в вагон. Здесь такого неудобства практически нет. Отопительный короб выступает на незначительную величину.
К удобствам относятся и крючки для одежды. Ранее они закреплялись в определенных местах. У этого состава их можно двигать. Так что верхняя одежда, без которой в вагоне можно обойтись, поскольку температура в вагоне комфортная, не мешает.
Хотя вентиляция в вагонах работает эффективно, случается, что пассажиры при движении открывают окна. В этом поезде они также открываются. Правда, все открыть нельзя. Это можно сделать только через одно окно. К тому же на большую величину открывать окна нельзя.
Вагоны поезда, при соответствующем желании заказчика, оборудуются дополнительными системами, обеспечивающими подсчет пассажиров. Возможна установка беспроводного доступа (Wi-Fi) к сети Интернет. Так же, по желанию стороны, заказывающей состав, изготовитель может устанавливаться специальные поручни и устраивать специальные места, позволяющие закреплять велосипеды.
Для обеспечения безопасности в составе применяется видеонаблюдение. Оно имеется не только в вагонах, но и в тамбурах. К этому же относятся и новые механизмы, обеспечивающие открытие внутренних раздвигающихся дверей. Их можно легко открыть усилием одной руки. Когда они закрываются, то привычные хлопки и стуки не слышно.
В качестве составляющих, обеспечивающих удобства для пассажиров, следует назвать имеющиеся в вагонах информационные табло. Много внимания конструкторы удели пассажирам-инвалидам. Места для них предусмотрены в головном (немоторном) вагоне. Он оборудован подъемником, что облегчает посадку-высадку, если платформы низкие. Для инвалидов в колясках имеются специальные ремни, обеспечивающие безопасность. Выше уже было сказано о туалете с увеличенной площадью. Кроме того, в нем устроены специальные поручни, которыми могут воспользоваться пассажиры-инвалиды.
Заключение
В ходе разработке поезда много внимания уделялось обеспечению безопасности, в том числе пассивной. Это коснулось и кабины. Она теперь имеет съемную лестницу, что предотвращает несанкционированный подъем постороннего лица.
При строительстве кабины используется стеклопластик. Ее форма имеет хорошие аэродинамические показатели. Наружная поверхность вагонов гладкая. Выступающих частей нет. Крыши также не имеют выступающих деталей воздуховодов. Уже сам их внешний вид отбивает желание взобраться на крышу, что сводит здесь на нет вероятность несчастного случая.
Конструкция междувагонных переходов обеспечивает их герметичность. Вагонные двери также закрываются с достаточной плотностью. Они позволяют без затруднений осуществлять посадку-высотку и с высокими платформами, и с низкими. В случае аварии эти двери можно без затруднений открыть и из вагона, снаружи.
Серьезно доработаны и сцепные устройства между вагонами. Отсутствие зазоров снижает шум, создаваемый составом. Одновременно они положительно сказываются на движении. Состав движется плавно, без рывков.
Поскольку описываемый состав может иметь различное число вагонов, он может перевозить разно количество пассажиров. Общее число кресел при наибольшем количестве вагонов составляет 1180. Минимальное их число составляет 116.
Максимальная мощность электромоторов, с помощью которых состав приводится в движение, составляет тысячу киловатт. Состав довольно быстро разгоняется. При этом ускорение до скорости шестьдесят километров в час составляет минимум 0,7 метра в секунду за секунду. Остается только добавить, что поезд способен развивать скорость 120 километров в час.