Появление тепловоза М62 произошло благодаря стечению обстоятельств. Венгерскими железными дорогами в 1961 году у шведской фирмы «Nydqvist och Holm AB» (NOHAB) были закуплены тепловозы «Di3», получившие обозначение М61. Первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев выразил недовольство такой сделкой. Странам Варшавского договора запретили покупать локомотивы в странах капитализма.
Луганским заводом было получено указание срочно заняться разработкой тепловоза, мощность двигателя которого превосходила бы имевшуюся у закупленных Венгрией машин.
Первые образцы новой машины были созданы в 1965 году. Тепловоз обозначили как М62. Новые локомотивы использовались в СССР, а также в Польше, ГДР, Чехословакии, других странах СЭВ. Поставляли его в КНДР, в Монголию и на Кубу.
При конструировании тепловоза в качестве основы много использовалось от тепловоза ТЭ10. Но более удачная компоновка, ряд конструкционных особенностей позволили создать более совершенную машину.
Были и минусы. Среди основных – малая емкость бака для топлива и большой его расход, обеспечиваемый двухтактным дизелем. Тем не менее, запуск в серию М62 позволил прекратить в Чехословакии выпуск тепловоза Т678.0.
В общей сложности был изготовлен 721 тепловоз М62. При этом больше всего было выпущено не базовой модели, а ее модификаций. Последняя машина, модификация 2М62У была изготовлена в 2001 году.
Модификации тепловоза
Вариант 2М62(2) – вариант, имевший две секции, в 1976 году заменил ТЭЗ, к тому времени морально устаревший. Двухсекционный 2М62У(3) изготавливался с 1987 года. Тепловоз имел топливный бак увеличенной емкости, бесчелюстные тележки и блочные буферные фонари.
В 1986 году был изготовлен вариант 3М62(4), имевший три секции. В 1982 – 1994 годах строились односекционные тепловозы варианта ДМ62. Эта машина предназначалась для боевых железнодорожных ракетных комплексов. Каждый такой поезд был оснащен тремя тепловозами. Машина имела усовершенствования, обеспечивающими ее надежность и «живучесть». Когда такие комплексы были расформированы, тепловозы передали железной дороге и в промышленные предприятия.
Тепловоз М62УП стал просто односекционным вариантом 3М62У. Эту машину использовали в промышленности, в большинстве случаев на Украине.
Вариант 3М62П, выпускавшийся с 1988 года, имел три секции. Это был тепловоз для подвоза ракеты к стартовой площадке на космодроме Байконур. При этом все три секции не использовались.
Двухсекционный 2М62М был изготовлен для Монголии. Он был приспособлен для работы в степи и полупустыни. Имел особую систему очистки воздуха, подаваемого в двигатель.
Особенности
Тепловозы М62, без проблем проработавшие на железных дорогах, исчерпали свой ресурс. Однако после модернизации их продолжают использовать. Прежде всего, в таких случаях двухтактный двигатель заменяется на четырехтактный. После модернизации некоторые машины получают обозначение иной серии.
Модернизированные тепловозы используются в Литве, Латвии, России, Белоруссии, Венгрии. Работают модернизированные машины и в Азербайджане, и в Северной Корее. В последней несколько машин были переделаны в электровозы.
Тепловозы М62 имеют конструктивную скорость 100 километров в час. По признанию машинистов, отличительностью его особенностью является легкость управление. После модернизации условия для машинистов были дополнительно улучшены. Кабины оборудованы более эффективным обогревом и вентиляцией.
Тепловозы могут работать во всех климатических зонах существующих, как в России, так и в странах Восточной Европы. Вариант, изготовленный для Монголии способен без затруднений водить составы в условиях пустынь. В горной местности тепловоз работает на высотах до 1200 метров над уровнем моря. Машина уверенно чувствует себя при температурах от минус 50 до плюс 40 градусов.