До 1994 года грузовые электровозы, работающие на переменном токе, строили в Новочеркасске. Это были ВЛ80С, которые к тому времени уже устарели. Пассажирские электровозы ввозились из Чехословакии. В России из-за экономических проблем невозможно было производить и грузовые и пассажирские электровозы. К началу 2000 годов их парк, особенно грузовых, потребовалось обновить.
К этому времени Новочеркасским заводом было освоено производство электровозов ЭП1, способных водить пассажирские составы. Эти машины отвечали требованиям того времени. К примеру, они имели микропроцессорную систему управления. Заводу было предложено создать восьмиосные грузовые локомотивы, которые могли бы заменить ВЛ10 и ВЛ11, работающие на постоянном токе, а также ВЛ80, которому требовался переменный ток. Создавать именно такие локомотивы было нельзя, поскольку предъявляемым требованиям они не отвечали.
Наиболее острой была проблема в восточной части страны, на Транссибирской магистрали. Поэтому первым было решено создать машину переменного тока.
В качестве основы использовали механическую часть ВЛ80. Для проектируемого электровоза создали новую кабину, современный пульт управления, установили микропроцессорную систему управления. Первый опытный образец был собран в 2004 году. Он работал на переменном токе. Аналогичную машину для постоянного тока создали в 2006 году.
Новая машина получила обозначение ЭС4К. Четвертый номер выбрали по причине того, что серии 2 и 3 были предусмотрены для шестиосных локомотивов для работы на постоянном и переменном токе (пассажирский и грузовой вариант). Образцы Э4 и Э5 были предусмотрены для четырехосных машин. Поскольку электровоз был двухсекционным, он получил обозначение 2ЭС4к. Осенью 2006 года ему было присвоено название «Дончак». Серийное производство было начато в 2008 году.
Особенности электровоза
К февралю 2018 года был выпущен 201 новый электровоз (все варианты). 2ЭС4К – двухсекционный, восьмиосный локомотив стал следующим шагом в развитии грузовых электровозов, представленных семейством ВЛ10 и ВЛ11, и был предназначен в качестве их замены.
Микропроцессор, имеющийся в системе управления электровоза, обеспечивает контроль параметров движения, диагностирует оборудование, позволяет вести состав в автоматическом режиме. 2ЭС4К «Дончак» — это современная грузовая двухсекционная машина постоянного тока. Его конструкционная скорость составляет 120 километров в час.
В кабине электровоза имеются все условия для обеспечения удобства управления. Для машинистов созданы условия, которые без условностей можно назвать комфортными.
Заключение
Созданный взамен устаревших машин электровоз уже в первые годы эксплуатации показал хорошие результаты на железных дорогах страны. Он обладает высокими характеристиками. Удобен в обслуживании. Из-за рационального размещения оборудования профилактические и ремонтные работы существенно ускоряются. Это позволяет использовать такие машины с более высокой производительностью.
В настоящее время электровозы «Дончак» водят составы не только в России, но и на Украине. В РФ в большей степени они используются в Краснодарском крае и на дорогах Ленинградской области.