Электровозы ВЛ8, сконструированные еще в 1952 году через десять лет эксплуатации перестали отвечать предъявляемым требованиям. К 1960 годам требования к железным дорогам СССР увеличились. Старые электровозы не могли справляться с возросшей нагрузкой.
Конструкция новой машины была разработана довольно быстро. Летом 1960 года проект был передан на рассмотрение в Министерство путей сообщения. Через год был построен первый экземпляр, получивший обозначение Т8-001. Позже было присвоено обозначение ВЛ10.
Название «ВЛ» электровозом было получено в память о Владимире Ленине, цифра «10», являющаяся индексом, означала тип. Машина работала на постоянном токе и предназначалась и для пассажирских перевозок, и для грузовых. Строили электровозы в Тбилиси и Новочеркасске. Началом производства стал 1961-ый год.
Хотя к 2000 годам ВЛ10 уже морально устарел, в Тбилиси его строительство продолжалось. Правда, темпы были слабыми. Так, с 2000 по 2008 годы было выпущено только 15 таких машин. Одну из них приобрела Россия, остальные использовались в Грузии. Изготовленные электровозы получили обозначение 4Е10. Они предназначены для вождения грузовых поездов. Однако в Грузии они используются и для вождения пассажирских составов.
ВЛ10 знаком всем, кому приходится пользоваться услугами железной дороги. Это наиболее распространенная машина, и встретить ее можно чаще других. Отдельные секции пытались использовать для организации пригородного движения при формировании электропоездов.
Использование электровозов ВЛ10 в настоящее время
Сконструированный более полувека назад электровоз продолжают эксплуатировать и в настоящее время. Он исправно водит грузовые составы и по российским железным дорогам, и в странах СНГ. Для обеспечения пассажирского движения его используют на Северо-Кавказской и Львовской железных дорогах. При этом такие электровозы водят и фирменные поезда. В таких случаях эксплуатируются варианты ВЛ10-126 и ВЛ10-1835.
Длительная эксплуатация даже очень надежной машины обеспечивает износ ее узлов и деталей. С 2001 года большому числу ВЛ10 потребовался капитальный ремонт, который обеспечит продление срока эксплуатации. Его выполнение обеспечивает электроворемонтный завод в Челябинске. Здесь ремонтируемые электровозы получают новую кабину.
Разумеется, при ремонте машины основательно обновляются. На них монтируется современная электроника. Кроме того, выполняются работы, обеспечивающие работу электровоза с тремя секциями. После проведения ремонта, обеспечивающего возможность работать на дорогах в течение длительного времени, все эти локомотивы получают обозначение ВЛ10УК.
Заключение
Конструкция электровоза ВЛ10 оказалась удачной. Это позволило на его основе создать последующую модификацию. Ею стал ВЛ11, производство которого началось в 1975 году. При разработке этого локомотива были использованы некоторые нововведения, позволившие существенно улучшить характеристики.
Создание модификации потребовалось не из-за каких-то серьезных минусов ВЛ10, а только по причине его слабой мощности, не позволяющей водить большие составы. В ходе работ вначале остановились на варианте трехсекционного электровоза. Как выяснилось, такой выход оказался неудачным. Такой же стала и попытка оснащения локомотива новыми двигателями.
В конце концов, были сделаны усовершенствования, позволявшие решить все затруднения. Вариант ВЛ11 изготавливался с 1975 по 2015 годы. За это время было создано 1346 электровозов. Они могут работать, как с грузовыми, так и с пассажирскими составами.