В двухтысячные годы большая часть российских тепловозов была представлена выпускаемыми в Луганске ТЭ10 и ТЭ116. Износ этих машин был основательным. К тому же сказывалось то, что давно устарели морально. По этой причине было решено принять меры к обновлению парка. Не ограничиваясь приобретением тепловозов на Украине (2ТЭ116У – модифицированный 1ТЭ116), создать современный тепловоз, который будет отвечать всем современным требованиям.
Разработкой тепловоза ТЭ25 занялись на Брянском машиностроительном заводе. Было решено спроектировать новые кабину и кузов, обеспечить современную систему управления. Кроме того был предусмотрен переход на асинхронные электродвигатели, поскольку синхронные (коллекторные) развивали меньшую мощность при тех же габаритах.
С последним вначале возникли трудности. Поэтому первые тепловозы (для грузовых составов) делались с коллекторными двигателями. Они стали как бы переходными вариантами, обозначенными 2ТЭ25К. Последующие варианты с асинхронными двигателями стали 2ТЭ25А.
Первый вариант стал одновременно и первым российским тепловозом, девяносто процентов комплектующих которого изготавливались в России. По этой причине он был признан продуктом импортозамещения. В дальнейшем эта машина должна стать основной на грузовых перевозках по железным дорогам страны.
Новый тепловоз, предназначенный для работы с грузовыми составами, может нормально работать при температуре от минус пятидесяти градусов до плюс сорока. При испытаниях выяснилось, что он способен вести состав, масса которого составляет 6400 тонн. Это больше, чем у 2ТЭ10М (5200 тонн). Благодаря такому показателю можно существенно повысить производительность парка тепловозов и вагонов, а также сделать более эффектной инфраструктуру, существенно сократив время, требующееся на доставку грузов.
2ТЭ25К обладает высокой силой тяги, трогаясь с места и на расчетном режиме. У него уменьшено число электрических аппаратов, как относящихся к силовым, так и к вспомогательным. Двигатели тепловоза отличаются экономичностью.
Новый тепловоз производит Брянский Машиностроительный завод. Переход на изготовление новой машины был сделан при минимальном переоснащении мощностей предприятия.
Первые тепловозы были построены в 2015 году. За год было создано 28 машин. Эти современные локомотивы способны достигать скорости 120 километров в час.
Машины оснащаются системами, обеспечивающими видеонаблюдение. Машинисты работаю в комфортных условиях. Хорошие обогреватели и кондиционер обеспечивают нормальную температуру в кабине.
Обслуживание агрегатов и узлов тепловоза удобно. Это достигнуто за счет простоты доступа к основным узлам. За счет этого существенно снижается время те технический уход и ремонт.
Дальнейшее их производство позволит полностью обновить парк тепловозов. Это положительно скажется на эффективности российских железных дорог.