В Казахстане железнодорожным машиностроением до последних лет не занимались. До года, когда распался СССР, тепловозы и электровозы поставлялись из Чехословакии, России и Украины. Затем старые связи были нарушены. Целое десятилетие обновления локомотивов не происходило. В результате износ парка достиг семидесяти процентов (норма – 50 – 55 процентов). Это стало причиной высокого уровня затрат на обеспечение эксплуатации из-за дорогостоящего ремонта.
В 1996 году Западно-Казахстанской и Алма-Атинской железными дорогами были проведены переговоры с американской компанией «General Electric». Речь шла о тепловозе 2ТЭ10, который предполагалось модернизировать. В следующем году эта операция была выполнена с тремя тепловозами. На них установили новые дизель-генераторы. При эксплуатации выяснилось, что модернизированные локомотивы отвечают всем предъявляемым требованиям.
Прошло несколько лет, и в 2004 году модернизация стала проводиться настолько активно, что ее довольно быстро прошли 202 тепловоза. Однако всех проблем это не решало.
В 2006 году были заключены соглашения с «General Electric», предусматривающие приобретение десяти тепловозов «Evolution», а также покупки трехсот комплектов для таких тепловозов, и получения технологии по их сборке. Строительство предприятия для этого было начато в 2007 году. Оно было выполнено довольно быстро, и уже в том же году был собран первый тепловоз.
Особенности тепловоза
Машина получила обозначение ТЭ33А. Она представляет собой шестиосный тепловоз, состоящий из одной секции. В двенадцатицилиндровым двигателе применен электронный впрыск топлива. Тепловоз имеет две кабины. Управление работой всех узлов локомотива осуществляется с помощью микропроцессорной системы. О всех проблемах, которые могут возникнуть у этой современной машины, предупреждает бортовая система диагностики.
Скорость, на которую рассчитана конструкция тепловоза, составляет 120 километров в час. Хотя секция только одна, локомотив заменяет двухсекционный тепловоз 2ТЭ10. При этом расход горючего у него на семнадцать процентов меньше. Выбросы вредных веществ меньше на сорок процентов, что характерно нормам «Евро-3».
Условия, в которых работает локомотивная бригада, не только удобны, но в них присутствует и высокая степень комфорта. В кабине имеется качественная шумоизоляция. Есть и система, обеспечивающая регулирование микроклимата. За счет микропроцессоров существенно облегчено управление, что снижает нагрузку на машиниста и его помощника.
Заключение
Программа развития собственного строительства тепловозов предусматривает постепенное внедрение узлов и деталей, изготовляемых непосредственно в Казахстане. В течение первых пяти лет эта программа позволила перевести на собственное изготовление почти 38 составляющих. Вначале это были тележки, колесные пары и кабина.
С начала выпуска и по 2015 включительно было изготовлено 289 тепловозов. Третья их часть эксплуатируется на центральной железной дороге. При подготовке к выпуску ТЭ33А учитывалась возможность его работы на территориях, где присутствует иной климат, по сравнению с характерным для Казахстана. Тем самым была обеспечена возможность поставок тепловозов на экспорт.
Такие поставки были начаты едва ли не в первые годы производства. Так, на конец 2015 года в Душанбе было поставлено три машины, в Бишкек – пять, один тепловоз купила Украина, два – Монголия, один – Туркменистан и четыре Азербайджан.