При создании электровоза 2ЭС5 одним из условий стало обеспечение использования единой базовой платформы, которая становилась основным элементом в новом семействе электровозов России. При этом была достигнута 75-процентная унификация составляющих с электровозом ЭП20, используемым для пассажирских перевозок.
Отличительная черта этих новых машин – присутствие систем управления, позволяющих не только диагносцировать работу бортового обрудования, но и оперативно передавать всю информацию в депо. При этом используются каналы цифровой связи и GPRS. Еще новинка – у электровоза имеется система автоведения. При этом используются ГЛОНАС и GPS, то есть, спутниковая навигация. Это повышает безопасность и обеспечивает энергорациональный режим при движении состава.
Весной 2011 года был создан макет нового локомотива. Местом его производства стал Новочеркасский электровозостроительный завод. В ходе согласования необходимых документов с ОАО «РЖД», 2ЭС5 было присвоено название «Скиф».
Конструкция предусматривает возможность объединения двух электровозов и даже трех. При этом их синхронное управление обеспечивается из кабины головной секции. Удобное расположение оборудования, применение новых технологий, в том числе, и обеспечивающих управление, позволяют обеспечивать управление только одному человеку, машинисту, то есть, обходиться без помощьника.
В настоящее время одной из главных задач ОАО «РЖД» является обеспечение увеличения пропускной способности железных дорог. Это обеспечивается, в том числе, за счет ввода в эксплуатацию новых локомотивов, которые могут водить составы повышенного тоннажа. Это позволяет экономнее расходовать электроэнергию, поскольку используется меньшее число электровозов.
Такая необходимость существует, прежде всего, на Транссибирской магистрале и на БАМе. По этой причине изготовленные первые два новых электровоза «Скиф» были направлены в Северобайкальское депо, то есть, в Восточную Сибирь.
«Скиф» — это первый магистральный грузовой локомотив, работающий на переменном токе, предназначенный для вождения тяжелых составов. Большая часть его узлов и аппаратов изготавливается в России. В настоящее время продолжается работа над тем, чтобы все комплектующие делались только в РФ.
Предположительно электровоз сможет работать в течение сорока лет. При этом его ежегодный пробег составит приблизительно 230 тысяч километров. В конце 2019 года число построенных локомотивов должно достичь двухсот.
При разработке новой машины были приняты меры, обеспечивающие надежность и долговечность ее узлов и деталей. Это позволило увеличить время между техническим уходом и ремонтом, сократило время на проведение таких работ, что позволило снизить расходы на эксплуатацию. Так, текущий ремонт должен проводиться после пройденных локомотивом ста тысяч километров. Средний ремонт должен проводиться через миллион, а капитальный ремонт – через три миллиона километров.
Использование нового оборудования позволяет облегчить условия труда машиниста. За счет применения видионаблюдения он может контролиловать состояние оборудования, которое находится в предаварийном состоянии, или вышедшее из строя, при условии, что это было определено визуально. При этом на дисплее в кабине появляется все информация, характеризующая неисправность, а также порядок, предусматривающий дальнейшие действия.
За счет постоянного мониторинга машинист контролирует работоспособнгсть всех узлов электровоза. Это дает возможность избежать появления опасных ситуаций (перегрев, неправильные переключения, неисправность приборов, обеспечивающих безопасность, и их отключение).
В последние годы при конструировании локомотивов применяется принцип модулей. Это снижает расходы на эксплуатацию и изготовление новых машин, а также обеспечивает более высокий уровень надежности. Срок службы электровоза при этом увеличивается. Такое применено и в 2ЭС5.
У нового электровоза часть узлов и деталей, а также тяговые двигатели не обслуживаются. В числе преимуществ «Скифа» — системы GPRS и ГЛОНАСС. Кроме того, свою положительную роль играет система, позволяющая диагностировать основное оборудование.
Плюсом является и использование спутников, обеспечивающих автоведение. Электронное оборудование обеспечивает безопасность на всех режимах движения. Большое значение имеет своевременная диагностика узлов электровоза, а также возможность проведения полной диагностики имеющихся электрических цепей.
Большое значение имеет передача информации о состоянии, в котором находится электровоз. Это позволяет определять время, когда машину следует обследовать или поставить на ремонт.
Такие возможности обеспечивают предупреждение нештатных ситуаций, предохраняют от неожиданного выхода из строя оборудования.